КАЛУЖСКАЯ ЛЕТОПИСНАЯ ХРОНИКА

ХХ ВЕКА

В ЗЕРКАЛЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ

К.М.Афанасьев

 

1918 ГОД

 

ЗА ВЛАСТЬ ЗАВЕТОВ

В России революция - деревни в жару, города в бреду.

Артем ВЕСЕЛЫЙ, «Россия, кровью умытая».

 

МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЕМ!

… Мы никогда не были так близки к международной пролетарской революции, как теперь. Нам надо победить не только своих белогвардейцев, но и всемирный империализм, и наши ряды будут расти с каждым днем.

            Да здравствует мировая социалистическая революция!

            Да здравствуют мировые вожди пролетариата Ленин, Троцкий, Либкнехт, Фридрих Адлер, Дебс, Маклин и другие!

П.Витолин, председатель Калужского Губисполкома и секретарь Губкома РКП(б). (Из речей и статей в «Коммуне».)

            Пожаром светлого восстанья

            Мы опояшем шар земной.

            Мы вырвем из цепей страданья

            Дух человечества больной.

            Мы все взорвем, мы все разрушим,

            Мы все с лица земли сотрем,

            Мы солнце старое потушим,

            Мы солнце новое зажжем!

Павел Арский, пролетарский поэт, уроженец деревни Королево Юхновского уезда.

 

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС

            Мною замечено, что многие граждане г.Калуги, получившие пропуска на право хождения по улицам города после 11 1\2 часов вечера по делам службы, передают их для пользования другим лицам. Предупреждаю, что с 12 сентября вместе с пропуском патрулям надлежит предъявлять и удостоверения личности или паспорт, без какового пропуск будет недействительным. Лица, как передающие свой именной пропуск, так и пользующиеся им, будут подвергаться ответственности по всем строгостям законов военного времени. Комендант г.Калуги Чулков.

 

КРАСНАЯ ВЕНДЕТТА

            Долой капиталистов и буржуазию всех стран! Пусть своей кровью расплатятся они за наши унижения и кровь наших русских братьев, братьев Финляндии, Сибири и Украины! Их жен и детей из шикарных квартир, где на блестящем паркете кружатся они под звуки вальса, надо выбросить на улицу, как ненужных щенят под открытое небо, и пусть кончают свою жизнь по задворкам, в навозных кучах и под заборами… За нашу «мужицкую» кровь и честь мы, бывшие «рабы» должны немедленно, ничуть не задумываясь решительно сказать:

            - Кровавая вендетта - месть всем тиранам и паразитам! Да здравствует красный террор!

Матрос Николай Бритарёв, делегат Калужского губернского съезда моряков 10 июня. («Коммуна», 21 августа 1918 г.)

 

К ПРЕДСТОЯЩЕЙ СМЕРТИ КАЛУЖСКИХ КАПИТАЛИСТОВ

            «По постановлению Калужского Советского Военно-Революционного Штаба сегодня ночью были арестованы часть именитых граждан гор.Калуги, обложенных и не внесших требуемую сумму. Также сегодня и дальше будут арестовываться и препровождаться в Кронштадт все те, кто не внесут назначенную им сумму до 7 марта с.г. С арестованными и их имуществом а ослушание будет поступлено по всей строгости закона военного времени.

Командующий войсками Калужской Советской республики П.Скорбач

 

ВЕТЕР СРЫВАЕТ СПИСКИ РАСТРЕЛЯННЫХ…

            От Козельской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.

            7-го сентября по постановлению сей комиссии расстреляны:

            1)бывший исправник гор.Козельска Николай Эрнестович Мантейфель за укрывательство оружия и злоупотребления с таковым часть которого была сожжена.

            2) бывший поручик Илья Ильич Котельников за контрреволюционную агитацию среди крестьян о невступлении в красную армию.

            Мельгунов Александр Александрович - 1867 г.р. ур.г.Москвы, проживал в г.Калуге, не работал, арестован 23 сентября 1918 года за службу становым приставом до 1917г. и за контрреволюционную агитацию. 6 ноября 1918г., расстрелян по постановлению калужской губернской ЧК. («Из бездны небытия. Книга памяти репрессированных калужан», 1994)

            Из приказа штаба войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губ. 14 августа 1918г. №204 с.Корекозево:

            …Именем Российской Советской Федеративной Республики - монахов: Иосифа, Авксентия, Ассона, Пафнутия, Никанора, Корнелия и Анакия, Гр. Ивановича Борисова, Григ. Алексеевича Крюкова, Дм. Ив. Мартышова, Якова Ив. Букина, Максима Петровича Фролова, Дм. Вас. Негодяева, Як. Карповича Конова, Малафея Дмитр. Никонова, Фед. Дм. Дерябкина объявляет вне закона как врагов власти рабочих и крестьян. За активное участие в восстании, за убийство должностных лиц, за свержение Советской власти и разрушение Перемышля постановлено подвергнуть расстрелу.

Подлинное подписал штаб: А.Федоров, Евстафьев, Ассен-Аймер.

 

Сведения потерям с нашей стороны при подавлении мятежа в медынском уезде. Составлены штабом войск 21.XI.1918г. (следует поименный список). Всего убито 7, застрелился сам 1, ранено 9, в плену 16.

Список белогвардейцев и лиц, причастных к вооруженному восстанию в Медынском, Боровском и Малоярославецком уездах Калужской губернии, подвергнутых расстрелу в Медынском уезде. Составлен Штабом войск по подавлению мятежа 20.XI.1918г. (следует перечень фамилий). Всего расстреляно 176 мятежников. Кроме того, отрядом товарища Прокопчика в Шанско-Заводской волости убито в бою и расстреляно 26 мятежников.

(«Коммуна» за 4.10.12 декабря 1918г.)

 

НАЛЕТЧИКИ

«Игумену Тихонова монастыря. Калужский Губернский Совет Народных комиссаров предписывает Вас сделать распоряжение о переводе из капиталов Тихонова монастыря 10 000 (десять тысяч рублей) на текущий счет Врачебно-санитарного Комиссариата Калужской Советской Республики… В против ном случае все имущество и  дома монастыря будут конфискованы».

Существовало много вариаций на тему последнего периода тихой монастырской жизни. Вплоть до такой, что вообще никакой конфискации не было но уцелел доклад тов.Копылова на экстренном заседании Калужского уездного совнаркома 25 апреля того бедового года. Живое слово тов.Копылова еще не задушил язык агитпропа и истпарта; даже протокольная запись хранит дыхание свидетеля и очевидца вчерашних событий;

«В ночть с 22 на 23 апреля с.г. приехали на двух автомобилях грузовых и одном легковом вооруженный двумя пулеметами отряд и конная команда. Мне о приезде сообщено не было. Тогда я сам сходил к ним и увидел тов.тов.Витолина и Образцова. Подойдя к Витолину, я отрекомендовался комиссаром монастыря и спросил, какие предпримут они действия. На это тов.Витолин ответил, что это решит совет, и попросил моего содействия в расстановке часовых, что я и сделал. Автомобили и конный отряд были введены во двор монастыря… Потом они потребовали обед как для солдат, так и для комиссаров, что и было исполнено. После обеда всем были отведены номера в гостинице монастыря для ночлега, а утром тов.комиссары изволили спать до 9 часов, и я крайне был удивлен таким поблажкам передовых работников. Когда они встали, я решил войти к ним в номер, где увидел тов.Образцова, сидящего с бумажкой в руке, а перед ним стоящего повара и слушающего приказания тов.Образцова о заказе генеральского обеда. «Есть ли мясо?» - спросил тов.Образцов. «Такого не имеется» - ответил я. Что-то из комиссаров сказал: «Надо зарезать поросенка». «Поросят нет - ответил я, - а скот весь взят на учет Волостным Земельным комитетом». Тогда тов.Образцов приказал повару зарезать кур, что и было им исполнено, несмотря на то, что я сказал: «Куры тоже взяты на учет». После этого я спросил у Витолина, что будете предпринимать, Витолин ответил, что «совет решит скоро приступим».

Часов в 11 неожиданно я оказался под домашним арестом, и в это время начался обыск. Что происходило во время обыска, я знать не мог, но, войдя в номер куда принимались отобранные вещи и где происходила опись таковых и подсчет, я заметил роспись монахов, у которых отбирали вещи, а также туда стали приносить красное вино четвертями.

В 2 часа были принесены два ящика церковного вина. В 4 часа обыск закончился. После обыска все разместились по номерам, и тов.Ассен-Аймер попросил у начальника конного отряда хороших лошадей, и поехали по слободе. Через некоторое время были слышны выстрелы, после чего комиссары вернулись. Когда я сидел в номере фельдшерицы вместе с землемером Меньшовым, в номер взошел тов.Витолин и сказал, что архимандрит и казначей приговорены к смертной казни. На вопрос землемера Меньшова, когда приведут в исполнение приговор, тов.Витолин ответил: «Приговор Военно-полевой суд постановил привести в исполнение в 11 часов, но по просьбе архимандрита отсрочить, просьба была удовлетворена до 6-ти часов утра». На вопрос землемера Меньшова, как чувствуют себя монахи, тов.Витолин ответил: «Ничего, но просят священника причастить их, что и было исполнено».

В это же время на мой вопрос, почему игнорируют меня, как избранного от стотысячного населения, ответил, что «мы вам не доверяемся». Когда я сказал, что, не доверяя мне, вы не доверяете Уездному совету, он ответил: «Губернский совет есть высшая власть, с которой вы должны считаться». Ту же фразу раньше мне сказал тов.Образцов.

24-го также изволили спать до 8-ми часов, что меня крайне удивило. Когда же тов.Втолин встал, я спросил: «Скоро ли вы закончите?». Он ответил: «Сегодня все будет закончено». Между прочим, были спрошены у начальника команды тов.Ассен-Аймера лошади на которых куда-то выехали, тов.Образцов выехал после на автомобиле с отрядом. Часа в два вернулись. По приезде я спросил у тов.Витолина: «Будет ли дана мне опись всего того, что увозится?». Он сказал, что перед объездом мы вас позовем и опись вам дадим. Перед отъездом я был приглашен, и, входя в номер, я увидел тов.Образцова, сидящего в кресле и держащего в коленях четверть церковного вина. На мой вопрос, дадут ли мне сейчас опись, он ответил, что опись сейчас дать не могут, а перешлют ее в уездный совнарком. После чего взяли все отобранные вещи, они уехали».

В день разоблачения губкомиссаров уездными наркомами, которые потребовали ареста участников «тихоновой авантюры», вышестоящие совнаркомовцы на своем заседании вспомнили, что еще 20 марта они постановили ликвидировать уездный совнарком как учреждение совершенно лишнее, создающее двоевластие. А оказалось, уездный СНКдействие и даже пытается диктовать свою волю губернскому… Впрочем, пришлось заслушать «заявление комитета партии коммунистов о поведении Витолина, Фомина, и «Ассен-Аймера в Тихоновой пустыни и в связи с этим об отозвании из с ответственных постов». От фракции коммунистов выдвигалется кандидатура на пост Председателя Губсовнаркома тов.Скорбача, товарища председателя - тов.Акимова. От фракции левых эсеров Осадченко (нарком земледелия) делает отвод Скорбачу ввиду того, что Скорбач в пьяном виде где-то с кем-то стрелялся. Осадченко заявляет, что фракция с.-р. от избрания президиума из одних большевиков отказывается.

Осадченку, разумеется, осадили, и тов.Скорбач стал вторым главой правительства Калужской Советской Республики. Санкционируется постановление коммунистов о вызове чрезвычайной комиссии из Москвы для расследования дела о налете на монастырь. Портной Митрофан Артемов берет, наконец, верх над дюже грамотным самозванцем, и к посту председателя губкома партии присовокупляет должность Председателя Губисполкома, после того, как в июле Калужская Советская Республика вновь становится рядовой губернией РСФСР. Сменилось название власти, но не власть.

26 апреля товарищ председателя СНК Акимов делает запрос в президиум: за кем числить находящихся под домашним арестом т.т.Витолина, Фомина и Ассен-Аймера? Постановили: считать арестованных за совнаркомом.

Во второй половине мятежного 1918-го мы еще услышим о том, как эти товарищи героически искупали свою вину чужой кровью.

 

Очень часто нашим товарищам-коммунистам задают на митингах вопрос: чем руководствовались товарищи, поезжая в монастырь Тихонова Пустынь?

Ответ: постановлением первого губернского съезда, которое напечатано в «Калужской правде».

Вопрос: куда дели конфискованное имущество?

Ответ: обнаруженные презервативы, пудра и др. подобные вещи возвращены обратно, как относящиеся к личной жизни монахов. Остальное имущество согласно описи сдано казначею, о чем составлен акт, напечатанный в «Калужской Правде».

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ У ЦЕРКОВНОЙ ПАПЕРТИ

Добрые прихожане! Всем вам известно, что я не имею в настоящее время хлеба, купить теперь негде, да и не на что, так как я лишен процентных денег, арендных, земли, законоучительского жалования и части доходов. Вследствие всего этого я принужден обратиться к вам с следующей просьбой: разрешите мне придти к вам и произвести сбор пищи, кто сколько может и пусть даст - кто совок ржи, кто совок муки или овса, а кто пусть и ничего. Для вас в приходе такая мелкая подача будет не очень обременительна, а для меня это будет великая жертва - годовой прокорм. Без вашей помощи я обречен на голодную смерть с своими детьми. Если кто согласен будет, то известите меня, а я без согласия и извещения не решаюсь идти с таким сбором. Священник храма села Ольговки (Калужского уезда).

Резолюция председателя Ольговского комбеда Большакова: «Дьячок тоже имея большую семью, не просит пропитания, а трудом зарабатывает его».

(«Коммуна», 12 декабря 1918г.)

 

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ «КОММУНЫ»

«В то время, как граждане волости имени Карла Маркса, получая 4 ф. Муки в месяц, голодают, бывший председатель комбеда той же волости Федор Горчаков и секретарь Ферзиковского райпродкома Лаврентий Бушин получили: первый - пять пудов, а второй - 16 пудов ржи. Оба они были задержаны председателем волисполкома Сельяновым, и Бушин был арестован. Но теперь оба эти лица опять занимают ответственные посты: Горчаков - комиссар Ферзиковского райкомпрода, а Бушин инспектором… Что же мы можем иметь от людей, не могущих воздержаться от рукоприкладства?».

 

КУКАРЕКИ ИМЕНИ ЛАССАЛЯ

Постановлением президиума Калужского уездного исполкома от 4 ноября 1918г. переименованы волости: Андроновская в Никитинскую, Бабаевская - в Луначарскую, Бобровская - в Бебелевскую, Городенская - в Урицкую, Карачевская - в Троцкую, Лосенская - в Лассальскую (с деревней Кукареки), Покровская - в Некрасовскую, Сергиевская - в Кольцовскую, Сугоновская - в Зиновевскую, Слядневская - в Интернациональную, Тихоновская - в Льва Толстовскую, Ферзиковская - в Карл-Марксовскую.

 

ПИРАМИДЫ ОКТЯБРЯ

Помещение Польской прачечной антигигиенично: две смежных комнаты имеют резкую разницу в температуре; одна всегда жаркая; другая холодная. Т.к. между ними постоянное общение (в холодной комнате к тому ж рабочие принимают пищу, принесенную из дома), то даны все данные для заболевания простудными болезнями.

Обращает на себя внимание уборная по очень грязному ее содержанию: на стульчаке и на полу возвышаются пирамиды извержений. Аптечки нет. Инспектор труда Маркус.

 

ПОКОРЕНИЕ МЕДЫНИ

С первых дней прихода к власти большевики начали многолетнюю войну против народа России. «Триумфальное шествие Советской власти» повсюду сопровождалось подавлением «контры», к которой относились не только буржуазия города и деревни, дворянство, купечество, духовенство, офицерство, но и другие социальные слои грамотного и неграмотного населения. Мы Россию завоевали, объявил Ленин, теперь мы должны научиться ею управлять. Что положило начало экспериментированию на израненном, но живом теле страны. Точно в таком же ее состоянии и завершается этот почти вековой кровавый эксперимент при отчаянной попытке коммунистической реакции вернуть прошлые командные позиции в их полном объеме.

В ноябре 1918 года нынешнего года исполняется 80 лет «кулацко-эсеровскому мятежу», охватившему Медынский и Боровский уезды Калужской, а также Юхновски, Пореченский, Гжатский и другие уезды Смоленской губерний. Из секретной сводки оперативного отдела (штаба) войск ВЧК №20 за 14 ноября 1918 г.: «Калуга, 11 ноября. В Медыни и Боровске восстание. Посланы отряды из Калужского батальона для подавления». В сегодняшней публикации, предназначавшейся для открытой печати (газета «Коммуна» за 4, 10 и 12 декабря 1918 г.), использованы и ранее неизвестные чекистские сводки.

«Если бы крестьяне знали, что то, что происходит у них в деревне, происходит повсюду, - они бы свергли большевистскую власть. Но они не знали и не могли знать: об этом газеты писали извращенно, а другие были все запрещены». В справедливости этого замечания английского историка Роберта Конквиста читатель может убедиться, ознакомившись а полным текстом доклада командования карательного батальона на заседании Калужского губисполкома в конце ноября 1918 года.

 

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

1 января (нов. ст.) - Декретом №1 Калужского совдепа распущена городская дума и создан комиссариат по делам городского самоуправления.

15 (28) января - Калужский губком РСДРП(б) принял резолюцию, отвергающую мирные переговоры с Германией.

16-21 января - первый губернский съезд Советов.

5 февраля - образован губернский Совет народных комиссаров.

10 февраля - опубликован декрет губсовнаркома о наложении контрибуции на калужскую буржуазию.

12 февраля - Губсовнарком объявил Калужскую Советскую Республику на военном положении и мобилизацию в Красную Армию.

3 - 4 марта - губком партии большевиков и исполком губернского Совета выступили против заключения Брестского мира, объявив войну Германии и Турции.

2 - 4 апреля - первый губернский съезд РКП(б).

12 мая - образована губернская Чрезвычайная комиссия по борьбе с врагами советской власти (Губчека).

16 мая - постановление губисполкома об уменьшении продовольственного пайка для городского населения и об организации продотрядов.

10 июня - вышел первый номер газеты «Коммуна» - орган губкома РКП(б).

7 июля - попытка восстания левых эсеров в Жиздре, подавлена отрядом чекистов из Калуги.

8 августа - подавлено вооруженное сопротивление крестьян с Корекозево в Перемышльском уезде, выступивших в защиту монахов Троицкого (Лютикова) монастыря.

18 сентября - первый губернский съезд комбедов. Отчет в «Коммуне» опубликован под шапкой: «Берегись, богатый - беднота гуляет!»

7 - 20 ноября - восстание крестьян против Советской власти в Медынском, Боровском и Малоярославецком уездах.

1 декабря - «День винтовки» - агитмероприятие под лозунгом «Товарищ коммунист, владей оружием!»

ПРИМЕЧАНИЕ: с 1918 года все даты указываются по Европейскому (григорианскому) календарю.

 

Используются технологии uCoz