ВИРУС ИЛЬИЧА

Почему наша власть не расстается с Лениным

 

В день выхода этого номера «ДП» уместно напомнить, что 80 лет назад, в 1925 году Калуга поставила у себя памятник В. И. Ленину. Этот монумент и сегодня стоит на страже областного правительственного здания.

О любви к вождю не говорю, о ней всё сказано. Как пелось в старой песне: «сердце, верное любви, любить обязано». Доводилось встречать фанатично влюблённых. Про одного из них я рассказал в «Литературной газете» «долужковского» в ней периода (22.04.1998). Героем публикации был скульптор местного значения. Он наловчился лепить голову Ленина даже вслепую. Лениниана состояла из множества индивидуальных фигур и сложных композиций: Ильич среди рабочих, среди крестьян в Горках, Ленин на охоте, Ленин на трибуне, Ленин за письменным столом, ходоки у Ленина, дедушка Ленин на новогодней ёлке и т.п. В мордовском лагере, где отбывал срок неистовый ваятель, он поражал зэков (и они чтили память главного пахана) умением мастерить привычную куклу из подручных материалов, в основном, из глины.

Сегодня с испепеляющей страстью Ильича не любят даже старые комсомольцы. Время и приоткрытый в своё время спецхран сделали своё дело. Этого было достаточно, чтобы малые дети, в отличие от своих сверстников 20 – 80-х годов, узнавали в скульптуре «дядю Путю», а в сочинении девятиклассника – «автора Конституции, благодаря чему мы имеем сейчас лишний выходной». Взрослым калужанам Ильич «до лампочки». Как, впрочем, и все политики, когда они не отнимают льгот и не повышают цен. Однако народ не злопамятен, и через каких-нибудь 5 лет из сознанья будет выкинут образ тех из вожаков, кто при Брежневе был Тихонов, а при Путине Фрадков.

Травой забвения покрылся бы и глава первого советского правительства, если бы его фамилия-псевдоним не подверглись бы невиданной по размаху, изощрённой по изобретательности, небывало долгой «раскрутке».

Посмотрим же, что из неё получилось.

 

1925: ИЗ КАЛУЖСКОЙ ХРОНИКИ

*К годовщине смерти Ленина в Калугу прибыла партия из 5000 траурных значков Ленина. Монопольное право продажи принадлежит губернскому отделению добровольного общества Флота и губсовету Доброхима.

* В селе Мошонки Мещовского уезда в здании комсомольского клуба 1 января в первый раз совершились октябрины мальчика, получившего имя Ким, что значит – Коммунистический интернационал молодёжи. Отец ребёнка партийный, а мать Плешакова беспартийная. В сельсовете родителям была выдана соответствующая метрика.

* Ранним утром 13 февраля в селе Андреевском Бебелевской волости Калужского уезда мы увидели натянутую по деревьям проволоку, один конец которой проведен в форточку чайной. В чайной – приёмный аппарат. Народу в помещении набилось столько, сколько никогда не бывало.

- Тише! – послышались голоса. – Соединяю провода.

Громкоговоритель хрипит, кашляет, пищит. Ни слова не разберёшь. Аппарат понемногу настраивают. Громкоговоритель налажен. И вдруг послышалось:

- Сейчас будет говорить народный комиссар почт и телеграфа товарищ Смирнов.

Слышно всё хорошо. Потом музыка играет «комаринского». Ноги сами пускаются в пляс.

* Культурные отбросы. В Калуге, так же, как и везде – в Москве, Ленинграде, Тифлисе, Ростове под обжигающим летним солнцем в тёмносинем пенсне с золотою оправою и в туго затянутом корсете стоит сановная торговка. Прошлое её тёмно. Может быть, бывшая полковничиха или генеральша, графиня или баронесса. Она не одна. Их десятки, сотни и тысячи. Из-под напудренного носа изредка слышится французская речь. Салонные подруги критикуют жену рабочего, покупающую у них фарфоровую вазу в стиле «рококо».

- Полтора рубля окончательно.

- А за тридцать копеек можно?

Дамы снова говорят по-французски. Снова лают советскую власть. Наконец, отвечают по-русски:

- За тридцать копеек советского горшка нигде не купишь, а ты вазу захотела…

 Бывший статский советник Уключин восьмой год шьёт куклы из жениных платьев. Кукол берут нарасхват. Уключин, «революционизированный» в своём искусстве, узнал покупателя и делает куклы в современном советском стиле. Старая чиновница в заплатках предлагает «Юрия Милославского» и требник в сафьяновом переплёте:

- Купите, пожалуйста. Книжки хорошие…

* В Бебелевской волости Калужского уезда до настоящего времени в селе Фроловском имел землю бывший помещик Дурново, который проживает в Калуге, занимается извозом, а землю свою сдал кулаку Рыжову. Бебелевская волземкомиссия лишила Дурново земли, передав её безземельным крестьянам. Бывший помещик обжаловал это решение в ГЗУ, но не удалось эксплуататору восстановить себя в правах трудового землепользователя.

* Губкомиссия по выселению бывших помещиков из уездов на 1 июля зарегистрировала 400 человек, из которых 300 предназначены к выселению. Но число таковых почти ежедневно меняется. Они приносят в комиссию массу бумаг и документов, чтобы повернуть дело в свою пользу. Некоторые «бывшие» под шумок уже начали сеять озимые, чтобы как-то зацепиться. Но к концу года значительная часть их должна оставить пределы своих бывших владений. К выселению предназначены и 198 бывших калужских торговцев в срок до 1 ноября.

* Тощие совхозы. Их немало. К ним относится и Авчуринский совхоз Калужского уезда, где бесхозяйственности и неустроенности больше, чем достижений. Хозяйство ведётся без плана. Есть посевы, которые ужасно засоренные в большей степени, чем у крестьян. У совхоза всего 220 десятин пашни, а десятина даёт ржи всего 45 пудов. Заведующий т. Полуэктов не знает, какой у него севооборот. И лошади, и рабочие, и весь совхоз – тощие. Местные крестьяне говорят: «Отдайте нам эту землю, не земля, а малина будет на этом месте».

*Здравствуй, «монополька»! В середине октября восстановление водочно-разливочного завода Центроспирта в Калуге только начато, но ремонт корпусов в разгаре. Месяц назад здесь прошли перевыборы завкома, но уже организован ликпункт, где дают последний бой безграмотности и невежеству 28 рабочих. Выходит стенная газета «Перцовка». Получена спецодежда. Из 130 рабочих завода 87 – женщины. У работниц мойки не совсем ладно с фартуками: нагрудная часть их сильно промокает. Нужны фартуки прорезиненные. Две высоких трубы завода видны за много вёрст. Одна из них снова ожила…

* Управление губинспектора Центроспирта по Калужской губернии (Калуга, проспект Желябова, № 30, бывший казённый винный склад) доводит до сведения, что с 1 октября поступило в продажу во всех розничных магазинах Центроспирта по всей губернии очищенное вино 40 градусов по цене: четверть – 5 рублей 00 копеек (посуда 43 коп), бутылка вина с посудой – 1 рубль 12 копеек, полбутылки с посудой – 60 коп.

* В городе Мосальске имеются два трактира с крепкими напитками и магазин Центроспирта. Когда привозят вино в магазин, то дают зачастую по две бутылки на человека. Идут за вином всем семейством, старые и малые. Поэтому вино быстро иссякает. Зато в шинке процветает спекуляция – рубль с полтиной бутылка.

Заметки взяты из губернской газеты «Коммуна».

 

ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ИДУЩЕЙ ВНИЗ

Посмотрев на театре «Ревизора», Николай I сказал: всем досталось на орехи, и больше всех мне. Затем разрешил ставить спектакль и в провинциях, чем калужский театр тут же воспользовался. Уездный город, до которого три года скачи и всё равно не доскачешь, представился Россией в миниатюре. Ещё один писатель гоголевской поры В. Сологуб заметил: скакать по нашей стране с целью её изучения совершенно необязательно, достаточно побывать в городе Владимире. Здесь происходит то же самое, что в Рязани, в Калуге, в Туле, Перми, далее - по всем постовым трактам.

Точно так же первый год шествия без Ленина по ленинскому пути представлен в миниатюре Калужской губернией.

Историческая канва – калька с российской действительности послереволюционного времени. Калужане сопротивляются большевизму до конца 1917 года. В первую годовщину Октября подавлены жиздринское, корекозевское, медынское антисоветские восстания. Гражданская война истощает людские ресурсы. Продовольственная развёрстка – ресурсы материальные. Новая экономическая политика возрождает городскую торговлю и деревенскую кооперацию. 1925 год – разгар и «угар» НЭПа. Борьба калужских властей с частником – аналог кампании в РСФСР.

Повсеместно одинакова особенность национального характера - материальная скудость населения при подъёме народного духа. Совсем недавно, при царизме всё было наоборот – огромное материальное богатство и упадок духа, народное недовольство, брожение бедных умов. Внизу власть тьмы, наверху – тьма власти.

В 1925 году окончательно оформляется то, что зарождалось в огне революции и чего не было при земствах, попечительствах, благотворительных обществах и в крестьянских общинах. А именно: возникает реальная возможность построения власти снизу путём организации сельских, поселковых, городских Советов. Сегодня уже не осталось людей, для которых были наполнены глубоким смыслом и особым, «мужицким» духом слова «перевыборы Советов». То начиналась СОВЕТСКАЯ власть, первоначальное общественное значение и звучание которой были навсегда испакощены большевистской однопартийностью. Как хотелось бы сегодня вернуть зарождавшуюся тогда народную самодеятельность в нынешние органы местного самоуправления… Увы и увы! Нельзя войти в реку дважды. Да и желающие войти в неё – далеко не энтузиасты… Между тем, в демократической модели власти начала 20-х годов следует искать исток рабоче-крестьянской благодарности товарищу Ленину. А также – низовую инициативу по возведению ему первых памятников на копейки, собранные населением. В госархиве Калужской области и в областной библиотеке существуют документальные свидетельства неподдельно выраженных чувств при открытии ленинских скульптур в сёлах и городах. Замечателен экспонат думиничского чугунолитейного завода «Революционер» – выкованный из железа венок на гроб Владимира Ильича. Искренняя признательность вскоре опошлилась казёнными «мероприятиями по увековечению памяти вождя и учителя». Одни исследователи говорят, что это было вызвано необходимостью «смены религий», Христа - на земного бога. По мнению других, действовал коварный, типично сталинский приём «удушения друга в объятиях» с целью собственного возвеличения. Говорили даже, что образ вождя революции, созданный Б. Щукиным в двух великолепно сделанных фильмах режиссёра М. Ромм по сценарию А. Каплера – «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» - привёл Надежду Крупскую в состояние шока: она увидела на экране вёрткого и суетливого интеллигентика, никак не похожего на главу государства. Налицо - контраст с мудрым, рассудительным, скупым в движениях и жестах товарищем Сталиным. Но Крупская прикусила язык, так как, по слухам, Сталин пригрозил назначить Ленину другую вдову.

Историки утверждают ещё, что под конец жизни Владимир Ильич начал прозревать и подозревать: его записанная на граммофонную пластину речь «Что такое советская власть» понемногу трансформируется в чёрт знает, что такое. Приводят обронённую вождём фразу о коренном изменении точки зрения на социализм. Следует далее пресловутое сослагательное наклонение: что было бы, если бы Ильич протянул подольше… Утвердительно предположить можно лишь одно: зная хитрость Ленина (часть ума), мы так бы и не узнали, на чьи деньги совершилась Октябрьская революция, сколько миллионов нормальных людей было убито зря и по какому праву миллионам уцелевших граждан понадобилось с детства вывихивать мозги «единственно правильным учением, которое всесильно потому, что оно верно».

Безальтернативное, безвариантное знание прикончило в зародыше производственный профессионализм. Созданное Лениным большевистское государство начало вписывать красочные страницы в историю человеческой глупости. Это было бы смешно, если бы не было так кроваво. Заведомая дурость называлась революционным экспериментаторством и оборачивалась неисчислимыми и безвозвратными потерями. Учитель Ленина, марксист Георгий Плеханов назвал бывшего ученика у власти «алхимиком революции», а физиолог Иван Павлов пожалел бы лягушку для проведения коммунистических экспериментов.

Будучи умным политиком, Ленин почувствовал, что в глупости, скоропалительности, некомпетентности таится зерно погибели начатого им дела. Его хрестоматийное изречение о производительности труда, как самом важном и самом главном условии победы нового общественного строя страдает отсутствием понятия «качество труда». Хотя председатель Совнаркома в своих последних статьях и записках неистовствовал по поводу повсюду изгаженной работы. Когда высказывание Ильича о русском человеке, как плохом работнике совпали с текстом немецкого приказа - «граждане города Калуги ленивы и работают плохо», мне пришло в голову желание порыться в архиве: а декларировалась ли борьба за качество в российской империи и Калужской губернии, в частности. Оказалось, да. Врачи-гигиенисты предупреждали калужан: опасайтесь подделок и суррогатов при покупке чая, кофе, виноградных вин и прочих колониальных продуктов, испорченных заграничными и отечественными жуликами. Что касалось железной и эмалированной продукции мальцовских заводов, ситцев ткацких фабрик Исаева в Боровске, гончаровской бумаги из Полотняного завода или говардовской компании – никаких намёков на изъяны и дефекты. Про медынские сыры и коровье масло говорить нечего: отмечены грамотами Парижской выставки.

И вот, пожалуйста: хлебная карточка, как стимул производительности на фабриках и заводах, «премблюдо» - премиальный мясной суп вместо баланды - отличившимся в труде лагерникам. Дальше пошло-поехало – ударничество, стахановцы, соцсоревнование, коммунистический труд, пятилетка эффективности и качества, медаль за трудовую доблесть, орден трудовой славы… Кстати, неделю назад прошёл незамеченным 75-летний юбилей трудовой книжки, учреждённый 15 января 1930 года. Предлагались ещё «трудовые паспорта».

Всё враз лопнуло. Остались пенсионеры, справедливо требующие сохранения проездных льгот за свой прошлый сизифов труд и пиррову победу в Великой войне. Впрочем, разве везде царила бездарность? А водородная бомба? А космос? А калашников автомат? А балет Большого театра? А краснознамённый, имени Александрова ансамбль песни и пляски совет…пардон, российской армии? Буквально на днях он вызывал слёзы восторга десятков тысяч британцев на Трафальгарской площади.

Ответ состоит из четырёх букв: З О Н А. Расшифровка: сталинские «шарашки», закрытые города, номерные «п/я» и прочие, частью порушенные, анклавчики. Недавно президент Владимир Путин посулил новосибирским учёным возродить подобные резервации для производства высоких технологий. Но как воспроизвести кандидатов в нобелевские лауреаты? Виталий Гинзбург и Жорес Алфёров в науке отдуваются за всех. А у нас на руках всё тот же кадровый пасьянс из ленинско-сталинской колоды.

В конце минувшего года в кабинете премьера М.Фрадкова затеялся разговор о культуре. Все министры выказали себя её знатоками, чем напомнили высокопоставленных лиц государства, цитировавших на память строки из Пушкина в его юбилейном 1999 году. Сразу стало заметно, что культура – нечто отдельное от их основных занятий. В прошлом номере наш еженедельник напомнил об этом печальном обстоятельстве примером невежественного отношения местной государственной власти к государственному архиву Калужской области.

И это тоже пошло от ленинского выборочного, а в сущности пренебрежительного отношения к культуре прошлого. Архив стал той частью наследства, от которого можно отказаться. Вспомните, редкие любители новейшей истории, диалог вождя со скульптором Ю. Анненковым:

- Художество? Обратитесь к Луначарскому, у него там на этот счёт есть какие-то идейки…

Можно обратиться и к любимцу партии тов. Бухарину. Это ему принадлежит тезис: «Руководство молодёжью лучше доверить малокультурному, но идеологически верно ориентированному комсомолу, нежели более культурным учителям, не имеющим правильных идеологических установок».

Правильные установки породили в свою очередь «феномен Шандыбина», о котором писала «Литгазета» в последнем году ХХ века. Фанатичная «идейная убеждённость» бышего депутата Госдумы от брянских пролетариев имеет в своей основе девственно чистый от азов науки ум, неожиданно оплодотворённый ленинской мудростью, как панцырем от всех прочих мнений и сомнений.

Вы полагаете, что нынешние руководящие кадры, в силу новых знаний и обстоятельств, освободились от ленинского наваждения? И они, правящие нами, тоже так полагают. А ежели присмотреться, прислушаться?

 

НАШ РАЙОН – ЛЕНИНСКИЙ

По выражению одного маститого публициста, Россия – это страна не выученных уроков. Очевидно, не родился ещё один Гоголь, о творчестве которого президент Путин мог бы сказать: «Всем досталось на орехи, а мне – первому». И разрешит показ по телевидению нынешних городничих, судей, почтмейстеров, лекарей и смотрителей училищ – взяточников. Местом действия могла бы стать наша губерния или какое-нибудь из её МО. Но лучше всего – Ленинский округ города Калуги. Именно в нём сосредоточены все ветви местной власти – законодательная, исполнительная и судебная. Ну, и придаток их – областная газета, мнящая себя четвёртой властью.

Сюжет мог бы не слишком отклониться от бессмертного подлинника. Ревизоров у нас перебывало много, начиная с Державина и кончая Сурковым. Инкогнито из администрации президента прибыл к нам с секретным предписанием под занавес минувшего года.

Можно было бы лихо закрутить драматургическую интригу, отдать должное художественному воображению, но в Ленинском округе живёт и губернский прокурор Руднев, и хотя такой персонаж в классической пьесе не значится, всё же он может появиться с карающим мечом на калужской сцене.

Нам остаётся лишь сухо пересказать содержание трёх действий гипотетической комедии, героями которой могли бы выступить представители трёх поколений наших земляков, обитателей Ленинского района.

Первое – старшее. Под звуки памятного им с детства александровского гимна нестройной колонной выходят на подмостки ветераны войны, труда, труженики тыла, бывшие малолетние узники лагерей и пенсионеры обыкновенные. Слышатся возгласы негодования. Развёрнуты транспаранты с надписями «Долой монетизацию!», «Даёшь бесплатный проезд!», «Да здравствуют льготы!» Демонстранты перекрывают улицу Ленина (художественное преувеличение). На балконе Белого дома появляется губернатор Артамонов. Он выбрасывает вперёд правую руку:

- Товарищи! На вашу долю выпали суровые испытания прошлых лет. Но кровь и пот, пролитые вами, не пропали даром, принесли свои результаты. Вы не увидели небо в алмазах, зато ваши внуки и правнуки носят теперь их на шеях и пальцах. Пойдём же и дальше по дороге рынка, единственно правильной, а потому непобедимой!

Пенсионеры прорывают милицейское оцепление (эффект условности) и устремляются на площадь. Здесь их встречает бронзовый, но вечно живой Ильич. Слышен его голос. Массовка кричит «ура». Оркестр играет «Интернационал». Площадь пустеет. Вдоль авансцены величаво проплывают платные троллейбусы.

Поколение среднего действия. Под цилиндрическим постаментом останавливается иномарка. Из неё вылезает упитанный господин лет 45 – 50 с зажатым в кулаке мобильничком. Направляясь к парадному подъезду областного правительственного дома, господин тыкает пальцем в кнопочки, всматривается в цветной экранчик, поднимает глаза кверху. Озвучивается внутренний монолог руководящего лица:

- Товарищ Ленин, я вам докладываю не по службе, а по душе. Подумать только – и дух захватит: от трескучего ящика с раструбом, в который вы наговаривали свои речи, до компьютера на ладони – вот какой путь проделала созданная вами страна! Так осуществились ваши мечты и проекты о России электрической. И если не на все вопросы нынче отвечает Ленин, то на главный - ответ мы знаем и им руководствуемся: это ленинский стиль в работе. Коллегиальность в принятии решений и единоначалие в их исполнении на местах. И – единоначалие в принятии решений в центре при коллегиальном исполнении их на местах. И – никакого гнилого либерализма! Сегодня наше чувство к вам почтительно затаённое. Стойте вертикально на страже властной вертикали!

Третье действие представлено моноспектаклем в исполнении учительницы одной гимназии (она просила назвать только её имя – Мария Михайловна). Включаем фонограмму:

- Какое-то время назад, когда в газетах было очень много статей с жёлтой окраской о личной жизни Ленина, о его болезни, о каких-то особенностях его характера, тогда интерес был такой же житейский. И тогда представления о Ленине могли принимать самые неожиданные формы. Самый экзотический вопрос, который мне был однажды задан учеником: «Это правда, что Ленин был женщиной?» Судя уже по этому вопросу, было ясно, насколько абстрактны представления учеников о Ленине. Это можно объяснить тем, что сейчас Ленин, как политическая фигура отошёл на второй план и заслонился фигурой Сталина. Ученики вообще очень плохо ориентируются в этом периоде советской истории, они её не знают, не понимают, и поэтому для них совершенно всё равно, какая личность стояла во главе государства.

За учительницей на эстраду выходит артист- юморист с чтением отрывков из сочинений девятиклассников.

- Ленин жил в селе Шушино. Организовал революцию 1917 года…

- Настоящая фамилия Ленина – Ульянов. Вероятно, он поменял её, чтобы в обычной, внеполитической жизни его не доставали поклонники…

- Во время правления Ленина были большевики и коммунисты. Я не помню, кем был Ленин…

- Тогда страна разделилась на людей, поддерживающих белую гвардию, королевскую, и красную – народную. Белая – исторический цвет роялизма, но, как известно, в России никаких влиятельных сторонников у царской власти не было. Заявив, что сражаются с белыми, ленинские соратники тем самым одержали серьёзную идеологическую победу, как в глазах российского общественного мнения, так и мирового…

- В результате революции установилась народная власть, которая держится до сих пор…

- Ленин провёл для страны много полезных работ. Например, мы сейчас празднуем День конституции, так что, благодаря Ленину, у нас есть лишний выходной…

- Я считаю, что Ленина надо наконец-таки похоронить, а то он лежит в своём мавзолее и народ пугает…

Прослушав заново плёнку, неожиданно для самого себя, хлопнул ладонью по лбу:

- А ведь ребята из Ленинского района, который у нас – вся Россия, покрытая памятниками, исполосованная улицами и проспектами Ленина, правы! К ним снизошёл, может быть, какой-то божественный инстинкт самосохранения от возможного оболванивания, которому моё поколение подвергалось 74 года с младых ногтей. У детей, рождённых свободными, возникла защитная реакция на рефлекторном уровне. Родителям, смеясь над милым невежеством своих чад, следовало бы им позавидовать.

 

* * *

Год назад, накануне 80-летия со дня смерти Ленина некоторые политологи всерьёз размышляли на тему: «Путин – это Ленин сегодня?» И вот что говорилось на сей предмет.

Профессор Владлен Логинов:

- Не случайно возник такой разговор, хотя ужасно глупо звучит «Путин – это Ленин сегодня». Вероятно, потому, что и тот, и другой оказались в похожей ситуации: им достались разрушенные страны, где царила смута и, я бы даже сказал, буйство. И стояла одна и та же проблема – надо наводить элементарный порядок. Вторая проблема – попытки сохранить в какой-то, может быть, иной форме империю, которая называлась Российской. Помните, как в 1922 году, когда Красная Армия взяла Владивосток, Ленин оценил это не высокопарно, вроде слов про «форпост мировой революции на Дальнем Востоке», а просто сказал: «Город-то нашенский». По личным каким-то психологическим качествам тоже можно найти что-то общее. В том смысле, что у Ленина и у Путина есть внутренний «радар», умение улавливать некоторые настроения, движения внутри общества. Но гораздо важнее не то, что похоже, а то, что их отделяет. Путин, простите меня, просто управленец, менеджер. Ленин – это теоретик, учёный, политик мирового класса… В основе политики Путина лежит идея патронажа, идея облагодетельствования, то есть народ у него – объект благодеяния, и это ужасная вещь, которая загоняет историю в тупик. У Ленина совершенно другой подход – это включение массы людей в политический процесс, как субъекта действующего. У того и другого – разное понимание роли диктатур. Ленин не раз писал, что в истории бывают такие ситуации, когда диктатор может выражать волю нации, волю народа. Но он всегда говорил, что усиление власти должно сопровождаться усилением контроля за властью. И если Путин, усиливая «вертикаль», укорачивает контрольные функции Госдумы, Совета Федерации и т.д., то Ленин смотрел на это по-другому.

Профессор Швейцарского университета Дэнн Энкер:

- Это сопоставление для меня смешно (смеётся). Если Путин решает сохранить тело Ленина в мавзолее, то это свидетельствует о политическом лице президента России. До него главы государства сохраняли труп из страха перед авторитетом Ленина в народе. Конечно, мавзолей надо сохранить, как исторический монумент, но надо иметь политическую волю, чтобы удалить этот культурный стыд для России.

Сказано неуклюже, но понятно. Иностранец всё-таки, что с него взять. Но мысль можно развить: Ленин был человеком решительного поступка. «Он повернул колесо рулевое сразу на тридцать румбов вбок» (В. Маяковский о НЭПе). Путин страшится открытых революционных действий, предпочитая вести политику исподтишка – основной профессиональный инстинкт обязывает.

Этим не вполне корректным сопоставлением двух руководителей нашего государства – первого и последнего – предпринята попытка ещё раз пригласить читателя к размышлению о Ленине сегодня.

Тема закрывается.

Константин АФАНАСЬЕВ

в оглавление

Используются технологии uCoz